Писатель от Бога

Классика не стареет. Современные течения приплывают и уплывают, современная литература то бурно развивается, то гибнет и упадает, а произведения классиков мировой литературы остаются золотым фондом культурного наследия человечества. Насколько актуальны и сегодня произведения Тараса Шевченко, Ивана Франко, Леси Украинский, Панаса Мирного, Ивана Нечуй-Левицкого, Михаила Старицкого — всех наших знаменитых классиков и не перечислить.

Много было и есть тех, кто брались за перо, ручку или и теперь садятся за клавиатуру и «творят». Но не всем дан такой талант от Бога, чтобы к прочитанному хотелось возвращаться, чтобы во время чтения произведения охватывал гнев, лились слезы, щемило сердце. Одним из таких мастеров пера является Генрик Сенкевич (1846 — 1916). В советское время Сенкевича знали в украинских школах преимущественно по рассказам типа «Янко-музыкант», а в его романе «Крестоносцы» выискивали антиклерикальные нотки, хотя на самом деле сам писатель был высоко духовным, верующим человеком, верным сыном Католической Церкви.

Среди украинской интеллигенции есть разные мнения о творчестве Сенкевича, ему, в частности, обвиняют необъективное освещение исторических событий XVII века в знаменитой исторической трилогии-эпопеи («Огнем и мечом», «Потоп», «Пан Володыевский»). Но именно благодаря Сенкевичу имеем сейчас возможность увидеть события времен Освободительной войны под руководством Богдана Хмельницкого под другим углом зрения, чем их подавала советская историография или чем их подают некоторые новейшие украинские историки. Несмотря на идеализацию Речи Посполитой в войне с казаками, Сенкевич сумел нарисовать образы храброго Ивана Богуна или хитрого как лис и мудрого как змей Богдана Хмельницкого — и кто в литературе сумел сделать это лучше Генрика Сенкевича? Так, его произведения — это хорошая наука патриотизма и каждый читатель независимо от национальности, обеспокоен судьбой Збышка с Богданьця и Дануся Юрандовои («Крестоносцы») или Яна Скшетуского или Лонґина Подбипенты («Огнем и мечом»). А роль таких произведений как «Quo vadis?» («Камо грядешь?») Или «Потоп» в религиозном воспитании трудно переоценить. Чудесная помощь Матери Божией в войне со шведами-протестантами («Потоп»), твердая и непоколебимая вера первых христиан («Quo vadis?») Поднимают дух читателя, заставляют замыслы, рефлексии, а также обращение ко Христу, духовного возрождения.

В произведениях Сенкевича много полезного найдут для себя люди разного возраста, разных вкусов. Так, дети с радостью читают о приключениях Стася в Африке в произведении «В пустыне и в пуще» (сочинение недавно переведены и на украинский язык). Тем, кто интересуется жизнью эмигрантов, стоит прочитать заметки из путешествия писателя в США, зато в произведении «Без догмата» видим удачно выполненный литературный образ аристократа. Каждое произведение Сенкевича по-своему интересно и такое, что оставляет определенный отпечаток на читателе. И хотя, например, «Огнем и мечом» и «Quo vadis?» Были экранизированы и то довольно искусно, и ни одна экранизация не может заменить живого слова, прочитанного в книге. Поэтому во время летнего отдыха приглашаем к лектуру, в том числе и произведений Генрика Сенкевича

Добавить комментарий