Мы рационализируем нежелательные покупки

Сколько раз вы приходили домой после похода по магазинам довольны своими решениями и покупками, и начинали их рационализировать, убеждая себя в их пользе. Возможно, вы не так уж хотели это покупать, или, оглядываясь назад, вы поняли, что это было слишком дорого. Или же, возможно, купленная вами вещь не делает того, что вы ожидали, поэтому становится ненужной.

Несмотря на это, мы достаточно хорошо убеждаем себя, что эти мгновения, бесполезны, плохо обдуманные покупки были необходимы. Это называется пост-покупательной рационализацией, или стокгольмским синдромом покупателя.

Ваше представление о себе будет противоречивым: вы хорошо обращаетесь с незнакомцами, но не помогли споткнувшемуся человеку. Это создает настолько сильный дискомфорт, что вы должны изменить собственное мышление, чтобы ваши действия и представления совпали — то есть, вы начинаете думать, что не красиво обращаетесь с другими людьми, учитывая собственные поступки.
А в случае импульсивной покупки, мы должны были бы сначала рационализировать ее, осознать, что нам необходима эта вещь, тогда наши представления совпадут с действиями (покупкой).
Избежать этого довольно трудно потому, что мы, в основном, сначала делаем, а потом думаем (что может быть одной из важнейших черт успешных людей!), А обдумываем свои поступки лишь впоследствии.

Осознание этой ошибки может помочь нам начать думать перед принятием решения. Например, когда мы размышляем о покупке, мы часто осознаем, что нам впоследствии придется рационализировать ее для себя. Если мы можем это признать, может быть, мы можем избежать этого. Хотя, это будет не так легко, как кажется.

Добавить комментарий